Петрович (partisan_p) wrote,
Петрович
partisan_p

Языческие идолы на территории Беларуси

В 1684 г. в руинах какого-то старинного здания возле Витебска был найден, как считают, идол Перуна значительных размеров, стоящий на подносе. Поднос и идол были изготовлены из чистого золота. К.С. Стецевич описал этот случай: «От находки многие поживились, и что даже Папе в Рим послана была часть золота».
Это была не последняя находка идолов из драгоценных металлов. В XIX в. крестьяне Борисовского уезда при вырубке леса возле реки Пони, срубивши старый дуб, нашли двух идолов: один был из серебра, а второй из бронзы. За серебряный идол предложили 400 рублей, что свидетельствует о значительных размерах идола. Однако оба идола оказались в собственности владельца леса Чеховича. Известно, что в 1860- х годах они еще хранились у него, однако владелец, несмотря на обещания, так и не показал их графу К.П. Тышкевичу. Можно предположить, что идолы могли устанавливаться в почитаемые деревья. Об этом свидетельствует как данная находка, так и текст заговора: «На сінім моры стаіць яблыня. У той яблыні дуплінае гняздо, у тым гняздзе 77 ідалаў. Бярыце, 77 ідалаў, багры гаручыя, пруты сталёвыя, біце сталёвымі прутамі, каліце гарачымі буграмі…» .


Народное предание о Мядельском замке также сохранило сведения об идоле из драгоценных металлов: «Основание замка приписывается королеве Боне... Она была волшебницей. Эту чудодейственную силу давал ей золотой Бог с бриллиантовыми глазами, который будто бы сохранился со времен язычества на замке... Перед своим бегством она бросила чудесного золотого идола в колодец».

В этнографических белорусских границах у д. Чижи (бывший Бельский уезд) существовал холм, который назывался «Срибная горка». Возвышенность получила такое название из-за того, что на ней некогда стояли позолоченные и посеребренные боги (идолы). Крестьяне упоминали имя одного из них – Леляк.

В списке добровольных пожертвований Виленскому музею в период с 1 января по 11 июня 1856 г. отмечены находки языческих идолов и их фрагментов: серебряный идол Перкунаса и другие идолы, найденные в Швекшнях у графа Плятера, каменная нога от идола, выкопанная на кладбище при костеле св. Иакова в Вильне и глиняный идол, который был вырыт у Новогрудка. Следует отметить, что каменная нога необязательно могла принадлежать идолу. Вполне вероятно, что это мог быть фрагмент поздней религиозной или надгробной скульптуры. Среди перечисленных находок непосредственно с территории современной Беларуси происходит глиняная скульптура из окрестностей Новогрудка. Она была найдена в 1850 г. и представляла собой женщину в сидячем положении. Передана в Вильнюсский музей неким Адольфом Кобылинским. К сожалению, об этой находке больше нет никаких сведений, поэтому трудно определить точно, являлось ли изображение языческим идолом. Определенные вопросы вызывает и находка в 1850-х годах каменной шлифованной статуэтки из кургана возле поместья Экимань Полоцкого уезда. Статуэтка размером 104 мм представляла собой изображение человека восточного типа в длинной одежде в полулежащем состоянии: левая рука подносила чашу к губам, а правая была согнутой, на голове отсутствовали волосы, лицо одутловатое. А. Киркор, который передал находку в Виленский музей, уверенно причислил ее к идолам. По описаниям можно сделать вывод о неместном происхождении статуэтки.

Большинство языческих идолов не сохранилось до наших дней, особенно это касается деревянных стодов. Однако их следы находят археологи во время раскопок.
К наиболее древним находкам культовых скульптур исследователи причисляют небольшие изображения, найденные на поселении Осовец-2 в Бешенковичском районе, которые относятся к позднему неолиту (раннему бронзового веку). Эти фигурки оставило население северобелорусской археологической культуры. Одна статуэтка была вырезана из твердого лиственного дерева и имела темно-серый цвет, что вызвано, возможно, натиранием соответствующим красителем. Статуэтка представляет собой голову мужчины с четкими и резко очерченными чертами лица. Нижняя часть находки обломана. Похоже, что головка переходила в стержень-жезл. Длина сохранившейся на сегодня части составляет 9,5 см. Ныне фигурка хранится в Национальном музее истории и культуры Беларуси в Минске. Вторая фигурка представляет собой отломанную головку статуэтки из рога длиной 4,2 см. Это опять же образ мужчины с острой бородой, прямым носом, высоким лбом и глубокими выбуравленными глазницами.

Каменный крестообразный идол из д. Бутьки Пружанского р-на примечателен тем, что на его груди высечено изображение столба с полусферой наверху. Этот символ широко распространен на территории Беларуси, в частности на севере и северо-востоке Минщины и на Витебщине. Он преимущественно обнаруживается на древних надгробиях, но встречается и на некоторых других памятниках. Этот знак языческий по происхождению и означает мировую ось и небесную сферу, обеспечивает связь между этим миром и загробным, содержит идею путешествия души в царство мертвых.
Как уже упоминалось, на территории Беларуси находили языческие скульптуры из различных металлов, но они не сохранились до наших дней. Однако в 2010 г. (или 2011 г.) в окрестностях д. Стайки Воложинского р-на была найдена небольшая серебряная скульптура (2,4 см высотой). Выявлен присевший мужчина, руки которого согнуты на животе, правая рука выше левой, голова лысая, видны уши, лицо широкое, глаза большие, нос прямой и длинный. Статуэтка напоминает некоторые скандинавские находки. Кроме того, вместе с ней были найдены фрагменты дирхемов, наконечник копья и другие раннесредневековые вещи.




This entry was originally posted at http://dvinetz.dreamwidth.org/659961.html. Please comment there using OpenID.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments